Бракоразводный процесс в исламе

Развод должен соответствовать нормам ислама

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов. Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы.

Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей. Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения.

Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины. Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье. Россия – светское государство.

Бракоразводный процесс в исламе

Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки). В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей. Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества. В силу этого женщина в исламе – вещь покупная.

Мусульманский развод выражается тремя способами:

  • словесно;
  • письменно;
  • знаком.

При любом способе суть его одна – порицание, ведь распадается семья и теряются достоинства брака.

В мусульманских странах брак считается делом богоугодным и здесь встречается мало одиноких мужчин и женщин. Но если мусульманские мужчины могут себе позволить заключить брак с женщиной другой веры, то мусульманским женщинам это запрещено Аллахом. Несмотря на бытующее мнение о том, что получить развод у мусульман – это не грех, развестись на деле не так легко и просто. Брак и развод в исламе оцениваются по-разному.

Развод в исламе: по инициативе жены или мужа, как это происходит, каковы правила и условия расторжения брака по мусульманским обычаям, какое слово говорят мусульмане Как известно, в исламе семья является важнейшей единицей и развода стараются всячески избегать для ее сохранения. Однако невозможно избежать случаев, когда два человека не могут ужиться под одной крышей из-за различных сложностей и жизненных обстоятельств. Хотя ислам и проповедует верность своему супругу и домашнему очагу, на абсолютно нерасторжимом браке религия не настаивает.

Бракоразводный процесс в исламе

Ислам учитывает жизненные нужды своих верующих и допускает разрыв брачных отношений.

Оглавление По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”. Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на .

Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла). За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод

Существуют и исключения:

  • Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  • При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).
  • При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  • Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  • Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  • После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака.

Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

Ранее у читателей мог возникнуть вопрос: почему же описываются причины только для того, чтобы развод требовала женщина. Дело в самой его процедуре: он происходит по инициативе женщины, если мужем не выполняются какие-то из его обязанностей, при этом ей нужно будет обратиться к своему ближайшему родственнику – вали, чтобы он защитил её интересы, и объяснить ему причины решения. Уже затем выполняется обращение к имаму, и он принимает решение относительно того, насколько весомы причины, а значит и что делать с махром.

Для мужчины же процедура проще – он может объявить развод сам, для чего используется арабское слово «талак» либо его переводы на другие языки, понятные супругам.

Дополнительная информация Слово «талак», по обычаю, должно быть трижды произнесено при свидетелях, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, каковы намерения супруга.

При этом видов развода в исламе два:

  • с правом возврата (он же талак раджгий), который также можно назвать временным – пока он действует, супруги продолжают жить в одном доме, но в его разных концах;
  • без права возврата (талак баин) – если развод с правом возврата продолжался больше трёх месяцев, и супруги так и не решили вновь жить вместе, то он переходит в эту форму.

Эта традиция позволяет как следует всё обдумать и принять уже полностью взвешенное решение.

До того как появился ислам, у арабов было принято неуважительное отношение к женщинам, в частности, мужчина мог много раз выставлять женщину за дверь, забирая её имущество, а затем возвращать обратно. Потому в Коране введено ограничение: не более двух разводов с правом возврата, а на третий раз развод становится постоянным.

Если во время идды супруги решают воссоединиться, то им не потребуется заново заключать брак. Физическая близость между ними в этом период также означает, что брак был возобновлён.

Дополнительная информация Период в три месяца был нужен, чтобы выяснилось, не беременная ли женщина, чтобы в этом случае можно было отменить развод без последствий.

Бракоразводный процесс в исламе

Если же произошёл талак баин, то есть окончательный развод, либо по прошествии идды, либо после третьего временного, к совместной жизни бывшим супругам вернуться уже нельзя – на это содержится прямой запрет.

Но с оговорками: если женщина побывает в другом браке (причём вступит в него, не имея изначально намерения развестись), и у неё будут полноценные отношения с другим мужчиной в этом браке, то после развода с ним она вновь сможет выйти за первого мужа. Но не ранее того. Такие ограничения установлены, чтобы дать понять, насколько серьёзное дело – брак.

Ислам – вторая по распространенности религия на территории России.

Столетиями православие и ислам существуют бок о бок также, как и представители народов, для которых традиционная религия является необходимым элементом осознания своей принадлежности к этносу. Несмотря на многовековой тесный контакт представителей ислама и христианства, многие имея друзей или даже супругов, приверженцев иной конфессии, мало знают о традициях и законах, которыми руководствуются мусульмане в повседневной жизни.

Почти ничего не известно о том, как происходит развод по мусульманским обычаям. И если для живущих в России законы Шариата не более чем этнографический опус, то для барышень, поддавшихся соблазну разделить судьбу со жгучим арабским или турецким брюнетом, сразу же после того, как они пересекают границу России – становятся насущной необходимостью.

В исламских странах Коран не подвержен критике и все, что изложено в нем – незыблемо. Эти же постулаты касаются и брачных обрядов и церемоний.

Не смотря на строгость многих требований к повседневной жизни, ислам (но не народные традиции и обряды) очень лояльно относится к разводу.

В Коране

В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк ифтидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227; 58:2-4] и ли‘ан [24:6-9]. Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе)!

Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами тоже) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установленные) Аллахом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло. Ты (о, разводящийся муж­чи­на) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно).

۝ А когда они достигнут своего предела, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставай­тесь с ними согласно принятому. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидете­ли двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого).

Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жизни).

(Ведь) поистине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу.

И кто остерегается (наказания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни). ۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низвел вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остерегается (нака­за­ния) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и увеличит ему награду (за его благие деяния).

۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вреда, притесняя их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сло­жат своей ноши. А если они выкармливают для вас (вашего ребенка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и советуй­тесь (об оплате) между собой согласно принятого.

А если вы находитесь в затруднении, то будет кормить (ребенка) для него другая (кор­ми­ли­ца). ۝ Пусть обладающий достатком расходует (на содержание бывшей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего дос­тат­ка. А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он расходует из того, что дал ему Аллах.

Порядок развода в мусульманском обществе

«

Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку. Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.

Мусульманин имеет право жениться на женщине любой веры, а вот мусульманка должна выходить замуж только за мусульманина. Обязательно также, чтобы свидетели были мусульманами, совершеннолетними и дееспособными.

Отметим, что на территории России последствия на уровне законодательства имеет лишь один тип брака – гражданский, то есть официальный брак, заключаемый в ЗАГСе. При вступлении в него супруги берут на себя ряд определённых обязательств перед законом.

Другие же браки, например, православный или мусульманский, могут быть важны не своими «официальными» последствиями, а для самих супругов. Если они являются мусульманами и выполняют все необходимые согласно Корану действия, то и в брак должны вступать именно по указываемому им обряду.

Увы, не всегда брак выдерживает трудности, выпадающие на долю супругов, иногда происходит так, что стороны решают его расторгнуть. Развод по мусульманским обычаям считается крайне нежелательным действием, но всё-таки относится к категории дозволяемых религией. Процедура его проведения устанавливается в нормах Шариата, и её необходимо соблюдать – только в этом случае последствия разрыва брака будут минимизированы.

»

Необходимо помнить о том, что Всевышний Аллах в Коране приказал пророку Мухаммаду ﷺ, а вслед за ним и всем верующим, разводиться со своими жёнами только с учетом определённых условий. В Коране сказано: О, Пророк, когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь Аллаха, Господа вашего! [65:1].

Также в Коране сказано: Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. [4:35]. Но если ничего не получается сделать и проблемы в семейных отношениях только растут, как снежный ком, то лишь в таком случае развод будет узаконенным.

Развод следует совершить только в определённое время, и если мусульманин нарушит этот порядок, будет считаться грешником, со­вер­шаю­щим нововведение, однако такой развод, по мнению большинства мусульманских правоведов, всё равно будет считаться дей­ст­ви­тель­ным. Ранее говорилось о том, что развод в исламе является религиозной нормой, и что тот, кто хочет его совершить обязательно должен следовать предписаниям ислама в этом вопросе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: О Пророк! Когда вы даёте жёнам раз­вод, то разводитесь в течение установленного срока. [65:1]. Имам Ибн Касир в своём известном труде по толкованию Корана напи­сал, что мусульманские учёные в этом аяте под «установленным сроком» понимали «чистый пе­ри­од», во время которого женщина не всту­пала в близость со своим мужем (то есть период между двумя месячными, в течение которого между супругами не было половой близости).

Очень часто приходится слышать о том, что многие современные мусульмане сразу же после конфликтов или возникнове­ния проблем, без учета времени и других обстоятельств, разводятся со своими супругами. Приведённый выше аят Корана указывает на то, что такой развод является греховным поступком и нововведением.

Таким образом, в соответствии с установлениями ислама, развод должен быть совершён только в «чистое время», в течение которого между супругами не было близости. Иначе развод будет считаться нововведением и греховным действием, но по мнению большинства правоведов развод будет иметь юридическую силу.

Согласно исламу, мужу дается право на три раза развода со своей женой, однако ислам запрещает ему давать более одного развода за раз. После объявления третьего окончательного развода супруги больше не могут заново сойтись в браке, пока разведенная женщина не выйдет замуж за другого чело­века, с которым должна жить полноценной супружеской жизнью.

Если же потом она разведётся с ним или станет вдовой, то она может заново заключить брак с мужчиной, который до этого был женат на ней. В Коране сказано: Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха.

Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих. [2:230]. Поэтому категорически нельзя разбрасываться разводами, как поступают некоторые невежественные мужчины в наше время. Для многих из них дать три развода за один раз или подряд, без учёта времени стало чуть ли не героизмом, даже встречаются такие, кто считает, что по исламу именно так и нужно разводиться, — не иначе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. [2:229]. Учёные говорят, что если бы сразу можно было давать три развода, то Всевышний Аллах не уточ­нил бы количество разводов тремя отдельными разводами.

Мусульманские ученые единодушны в том, что категорически запре­ща­ется разводиться два или три раза подряд в течение одного «чистого периода», также как нельзя разводиться во время месячных и в «чистое время», в течение которого супруги вступали в близость. Запрет на использование более одного развода в один «чистый пе­ри­од» свя­зан с желанием ислама сохранить супругам шансы для примирения, так как использование двух разводов подряд умень­ша­ет эти шан­сы, а троекратный развод вовсе лишает супругов возможности спасти семью от полного распада.

По мнению большинства правоведов после развода жена должна оставаться в супружеском доме до окончания трёх месячных после произнесения слов развода. Этот послеразводный период, в течение которого женщине запрещается выходить замуж за другого чело­века называется ‘иддой. По мнению правоведов шафиитского мазхаба ‘идда заканчивается после окончания трёх «чистых периодов».

По мнению учёных ханафитского мазхаба также разрешается давать во время ‘идды по одному разводу в течение трёх «чистых пе­ри­одов» между месячными, пока разводов в сумме не получится три. Стоит отметить, что ‘идда беременной женщины продолжается до рождения ребёнка, а в случае смерти мужа ‘идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней.

Поэтому традиционно развод у мусульман должен предполагать три талака:

  1. Первый. После того, как мужчина произнесет данное слово впервые, супруги продолжают жить вместе как семья. Этот период составляет три месяца, после чего у мужа остается еще две возможности для развода.
  2. Второй талак считается промежуточной стадией и дается в том случае, если за время, отведенное для примирения, мужчина не изменил своего решения. В ряде ситуаций второй развод осуществляется при свидетелях.
  3. Третий талак – это окончательное слово в мусульманском разводе. После него последствия становятся практически необратимыми.

По мнению многих ученых, исповедующих ислам, слова развода должны произноситься не в один день, а в отдельные «чистые периоды». Это не отменяет право мужчины высказать три талака единовременно, но подобное поведение будет приравнено к греху.

Также в связи с этим следует учитывать следующее:

  1. Если муж решает разорвать брачные отношения в результате трех талаков, произнесенных одновременно, то большинство богословов посчитает действительным полный развод. Однако ряд шиитских алимов считает такой вариант развития событий неверным и подобный способ разрыва брака не признает. На этот счет имеется и третья точка зрения, которая предлагает считать три талака, произнесенных единовременно, в качестве одного.
  2. Если пара проходит первую и вторую стадию развода, после чего решает воссоединиться, то для этого супругам придется пройти дополнительную церемонию бракосочетания, называемую «никах». При этом мужчина обязуется повторно выплатить махр супруге.
  3. Если же пара прошла все три стадии развода, то муж и жена не только не могут изменить свое решение, но и не имеют возможности повторно сойтись до тех пор, пока женщина не побывает в браке и вновь не разведется.

Веселая песенка гайдаевской троицы из «Кавказской пленницы», калым и многоженство – сложившиеся атрибуты для среднестатистического россиянина неисламской культуры, дополненные с недавних пор сомнительной информацией из уст египетских и турецких гидов. Восполнить некоторые пробелы в тонкостях брачной жизни исламских сограждан мы и попробуем на примере некоторых историй, по-своему весьма характерных и определяющих.

— Родители могут объявить очень дорогой выкуп, если не хотят этого брака – поясняет Гуля, — но чаще всего идут навстречу молодым, и делают его посильным.

За мою маму давали, к примеру, телевизор и годовой запас сена для коровы. — С ним всегда можно договориться – лукаво поясняет Гульнара — как с гаишником. Но все эти брачные пасторали не всегда предполагают создание долговечной ячейки общества.

  • талак — о намерении прекратить брак заявляет мужчина;
  • хуль — инициатива идет со стороны женщины;
  • мубараах — муж и жена желают расстаться по обоюдному согласию;
  • лиан — принудительное расторжение союза в случае супружеской измены.

Стереотипы о разводе

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод. Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки». Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет.

Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших су­пру­гов начинают откровенно ненавидеть друг друга. В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наи­бо­лее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.

Кто может совершать развод?

В основе своей развод даёт муж и если он хочет дать своей жене развод, должен быть дееспособным и разводиться только по своей воле, однако согласно ханафитскому мазхабу, развод по принуждению считается дей­ст­ви­тель­ным. В случае необходимости жена тоже может инициировать развод, а судья должен помочь ей в решении этого вопроса.

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Право на развод принадлежит только мужу». Это значит, что в семейном союзе, в котором Господь распределил обязанности между супругами, преимущественное право на принятие решения о разводе принадлежит именно мужу. И с этим не поспоришь, ведь по физиологи­чес­ким особенностям мужчина и женщина отличаются друг от друга. Одно из таких различий заключается в том, что мужчина обычно более трезво оценивает ситуацию при принятии решений, нежели женщина.

Женщина обычно прислушивается к эмоциям, а мужчина больше думает о последствиях. А быть семье в дальнейшем или нет — одно из судьбоносных решений, которое, как глава семьи, принимает мужчина. И если в добавок учитывать то, что все расходы, связанные с созданием семьи ложатся только на него, то он больше других будет заинтересован в том, чтобы сохранить семью, если для этого есть возможность.

Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда муж не выполняет свои супружеские обязанности материального или ин­тим­но­го характера. В таких случаях жена может обратиться к судье, чтобы он заставил мужа выполнять свои обязанности или раз­вес­тись. А если муж не меняется в лучшую сторону и не даёт жене развод, то судья от имени ислама может их развести.

Все это происхо­дит по инициативе жены. Таким образом, развод объявляет муж, а в некоторых случаях по требованию жены может объявить об их разводе мусульманский судья. Если же муж назначит кого-нибудь своим представителем, то он тоже от его имени может дать развод. Также действителен развод в письменной форме, при условии, что мужчина адресовал письмо с разводом именно своей жене и его почерк будет понятным, а если муж не умеет говорить или писать, то развод, объявленный им на языке жестов будет считаться дей­ст­ви­тель­ным.

Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства.

В культурах многих народов этот момент при вступлении в брак до сих пор является основополагающим. Но, например, в Европе хранителям устоев активно противостоят правозащитники, отстаивающие право женщин на личную свободу и эмансипацию.

Чью позицию поддержал суд, узнал корреспондент НТВ Вадим Глускер.

Насильно мил не будешь, но французский же суд доказал обратное. И хотя для развода супругов до настоящего времени требовалось лишь взаимное согласие сторон, то на этот раз базовых принципов светскости оказалось недостаточно.

Они поженились в 2006, выходцы из Марокко, мусульмане. Он  30-летний программист, она  20-летняя студентка медицинского училища. Свадьба прошла с восточным размахом, жених был горд, что он взял в жены прекрасную деву. Первое разочарование в первую же брачную ночь. Муж обнаружил, что невеста не была невинна, и тут же подал на развод.

Ксавье Ляббэ, адвокат супруга: «Мой клиент требует расторжения брака, супруга его просто обманула».

Полтора года длилось судебное разбирательство. И в апреле этого года суд города Лилль посчитал, что брак может быть расторгнут, поскольку предположение мужчины о девственности невесты было «определяющим фактором» при решении вступить брак. При этом вероисповедание супруга в постановлении суда не упоминалось.

Шарль-Эдуард Може, адвокат супруги: «Это счастье для моей клиентки. После того стресса, который она пережила, после давления и физических угроз в ее адрес она может вздохнуть спокойно и начать новую жизнь».

Государственные прокуроры заявляли тогда, что аннулирование брака возможно, если в качестве обоснования такого решения выдвинуть не «дискриминационный мотив» потери девственности, а то, что одного человека приняли за другого. Вот так, не больше не меньше. Решение суда вызвало протесты со стороны правозащитных организаций, посчитавших его победой фундаменталистов и ударом по эмансипации женщин.

Катрин Бакон, правозащитник: «Я считаю, что правосудие должно быть выше религиозных убеждений. Если это решение не будет отменено, то это будет печально для страны прав человека, какой является Франция».

Что говорят мусульмане при разводе

Вся Хвала Аллаху. Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно. Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. С самых юных лет каждая девушка мечтает выйти замуж.

Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, «Ты разведена»), а может быть условной (муаллак) (например, «Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом»).

Как происходит развод в Исламе?

Для развода достаточно одного или нескольких слов мужчины, поэтому он должен быть внимательным к своимРазвод это очень серьезный вопрос, и ошибка, сделанная под влиянием эмоций, может испортить жизнь и супругов, и детей. 5. Если после развода дети находятся на попечении и воспитании матери, то она может требовать от бывшего мужа плату за опеку и воспитание детей.Muslim-child.

Аби Яъла передаёт, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя Сунна – бракосочетание, кому нравится моя религия, тот пускай следует моей Сунне» . В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится: «Если к вам пришёл человек просить руки вашей дочери, и вас устраивает его религиозность, то выдавайте за него, иначе будет смута» . И вообще, создание Всевышним людей мужчинами и женщинами является великим благом для нас.

Что может удержать россиян от развода? Под данным опроса ВЦИОМ, большинство наших соотечественников чаще всего отказываются от развода ради детей или из-за боязни одинокой старости. Но — 22 процента россиян не станут разводиться по религиозным соображениям!

Дед был имамом в маленьком ауле в Карагандинской области. — Для меня ислам не просто слово из пяти букв. Азан, намаз, мечеть, Мекка — эти слова для меня значат всё. Это и смысл, и образ жизни, — говорит Рустем Байниязов. Рустем женат во второй раз. С первой женой развелся, она живет в городе Жаркент. От нее у Рустема есть дочь Хадиджа. — По шариату муж должен помогать жене, если имеется общий ребенок.

Логики нет. Потому что другие появились с ее согласия.

Если бы она не согласилась бы что бы муж заимел других жен, то у нее оставалось право спокойно не согласиться и подать на развод. Развод – это самая ненавистная для Аллаха процедура, но все же она разрешена (халяль), если на то есть острая необходимость, т.е.

если супружеская пара старалась договориться, но не нашла путей к примирению и считает, что совместная жизнь стала невозможной. Процедуру развода разрешено осуществить только в этом случае и с соблюдением всех ее условий.

Развод может быть инициирован как мужем, так и женой.

Виды развода с учетом его формулировок

Развод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по поводу фраз, используемых при разводе. Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки надеются, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью.

Чтобы помочь и тем и другим, хочется обратить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит. Если это были слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа совершить развод со своей женой называются откровенными (сарих).

Как воспринимается развод в разных религиях

Церковь приложит все усилия, чтоб сохранить брак и не дать людям совершить страшный грех – развестись. В католической религии развод считается бессмысленным, так как неверность супругов ничем не запретить. Чаще всего развод в католической стране регулируется не церковным законодательством, а светскими понятиями.

Можно сказать, что и католическая вера считает, что развод – это грех, поэтому разведенные пары, вступающие в повторный брак, по обычаям, не могут совершить в католической церкви обряд венчания. Наиболее либеральное отношение к разводам можно назвать в протестантизме, когда церковь как отдельная структура не существует, а подчиняется государству.